Блог

Мастер – класс
Мастер – класс

Тема: “Применение современных игровых технологий для познавательного развития детей дошкольного возраста”

Педагогическое мероприятие
Педагогическое мероприятие

Тема: “Путешествие в страну Математики!”

Мастер-класс для родителей: изготовление дидактической игры для детей 4-5 лет по РЭМП.

Участники: Воспитатель, родители, дети.

Дидактическая игра для детей среднего возраста. Для развития мелкой моторики, сенсорного развития, для закрепления цвета, для закрепления счёта в пределах 4(5), умение соотносить количество предметов с цифрой.

Цель: Расширить и углубить знания родителей о пользе дидактических игр по математике для интеллектуального развития детей.

Задачи: – Учить создавать дидактические пособия своими руками;

– развивать у детей творческие способности, логическое мышление, воображение мелкую моторику;

– формировать положительный настрой на совместную деятельность детей и взрослых;

– формировать умения и навыки при создании игр с прищепками;

– рассказать о пользе и значении совместных игр (родитель – ребёнок) по развитию математических способностей.

Предварительная работа:

Выставка дидактических игр по познавательному развитию(ФЭМП)

. Организация родителей на мастер-класс.

Оборудование и материалы:

– цветная бумага;

– картон формата А4;

– белая бумага формата А4;

– бельевые прищепки;

– клей ПВА; – ножницы;

– линейка;

– простой карандаш.

Игры с прищепками прекрасно подходят для малышей от 2 лет. Они очень полезны для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь помогает в развитии речи. А происходит это потому, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга располагаются рядышком и влияют друг на друга. Кроме того, в играх с прищепками развиваются творческие способности и логическое мышление.

Созданные в данном мастер-классе дидактические игры направлены на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, координацию движений обеих рук, зрительного восприятия, внимания, закрепления цветов, геометрических фигур, соотнесения цифры с количеством. Так же данные игры помогут вам воспитать у ребенка усидчивость и терпение. Играя в такие игры с ребенком вы можете повторять их несколько раз, при этом у ребенка сохранится положительное отношение к заданию.

Ход мастер-класса:

– Сегодня мы собрались с вами на мастер-класс, где я вам постараюсь рассказать и показать, как лучше и правильно заниматься и играть со своими детьми в домашних условиях. Как развивать интеллектуальные способности при помощи самодельных игр.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. Программа нашего дошкольного образовательного учреждения предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание обращаем на обучение детей первоначальным математическим навыкам. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Одной из задач данной образовательной области является: формирование элементарных математических представлений. Играя в данную игру, дети закрепляют счет в пределах 4(5), развивают умение распознавать цифры, закрепляют умение соотносить количество с числом, развивают умение соотносить предметы по цвету.

Игра способствует развитию мелкой моторики, развитию внимания и логического мышления. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

И сегодня, я хочу предложить вам изготовить дидактическую игру для домашнего использования в развитии математических способностей вашего ребёнка. Игра проводится, как индивидуально, так и всей семьёй. Играя, дети закрепляют счет в пределах 4(5), а в дальнейшем можно усложнять задачи при изучении новых цифр, развивают умение распознавать цифры, закрепляют умение соотносить количество прищепок с числом, развивают умение соотносить предметы по цвету. Игра способствует развитию мелкой моторики, развитию внимания и логического мышления. Игра очень проста в изготовлении. Нам понадобится: картон, цветная бумага, ножницы, клей, маркер или фломастеры, прищепки.

Перед ребёнком ставятся задачи:

– Сколько надо прищепить прищепок (сопоставить количество с цифрой) ;

– Определить какого цвета прищепки закрепить на секторе(соотношение цвета);

Для начала на картоне формата А4 нарисуем круг. Можно это сделать при помощи циркуля или путем обрисовывания чего-то круглого. В данном случае в качестве шаблона для круга я использовала обычную тарелку.

Затем делим при помощи линейки круг на четыре (пять…) сектора. Тоже самое делаем на цветной бумаге (четырёх цветов), а затем разрезаем на сектора

Далее, мы вырезаем нарисованный круг из картона, затем вырезаем цветные сектора и наклеиваем их на круг из картона. Каждый сектор я использую в виде шаблона для создания секторов разного цвета.

После того как все сектора будут наклеены, на цветных секторах пишем маркером цифры 1…2…3…4… Ждем полного высыхания и приступаем к игре.

Соотносим цифру с количеством прищепок на соответствующий цветом сектора. А далее можно изготовить массу аналогичных пособий развивая свою фантазию.

Вот и готова новая игра на соотнесение цифры и количества. Варианты игры могут варьироваться, усложняться.

В заключении, хочу сказать, что игры с прищепками вполне могут занят почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Чем больше малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры, тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью. Главная цель использования прищепок в игре – это развитие тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга.

Играйтесь с детьми! Развивайте их! Демонстрируйте им всё, что только вы можете! Исключительно в этом случае можно всё полноценно развить малыша! Фантазируйте вместе с ребёнком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш! Уважаемые родители, я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного для себя. Посмотрите, какая замечательная игра у нас получилась. Ваши дети будут рады поиграть в неё в математическом уголке! Желаю успехов!

Буду рада если данный мастер-класс окажется полезен.

«Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности»

Начну своё выступление словами В. А. Сухомлинского:

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Задачи игровой технологии:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
  3. Сделать воспитательный процесс управляемым.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух – трех лет их основная задача – это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  • По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.
  • По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  • По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  • По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Его значение:

  • активизирует воспитанников;
  • повышает познавательный интерес;
  • вызывает эмоциональный подъём;
  • способствует развитию творчества;
  • максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
  • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы:

  • восприятие,
  • внимание,
  • память,
  • воображение,
  • мышление.

Исследования Л. А. Венгера, Н. Я. Михайленко, К. С. Егоркиной, Е. В. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. В образовательной деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Например: для детей трёх лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” – воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик – нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания). Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Зарубежные исследователи, Данский и Силверман, получили экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игровых технологий в работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального стиля когнитивной деятельности.

Естественно, что комплексное использование игровых технологийразной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области. Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя:

  • игровые тренинги;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • театрализованные игры.

Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

  • игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
  • игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;
  • игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач. Существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в дошкольном учреждении.

Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, сущность, которой его основатели А. П. Ершова, В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Системное использование социо-игровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность:

  • научиться эффективно общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным;
  • способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет обучение и взаимообучение дошкольников.

Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс ДОУ как первого этапа реализации социо-игровых подходов оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого.

Одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социоигровой технологии на этом занятии, конечно же, не было.

Второй не менее важный компонент – это вариативность. На социоигровомзанятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен.

Третий компонент такого занятия – работа детей в микрогруппах. Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали в общение, то можно сказать – социоигровая технология здесь явно отсутствует.

Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Приведу несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми. Например, с целью согласования собственных действий с действиями сверстника проводятся игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»«Ходим кругом друг за другом»«Запрещенное движение». Так в ходе игры “Ходим кругом друг за другом» ребенок самостоятельно придумывает движения, а остальные дети в точности повторяют их. В рамках социо-игровой технологии эта группа игр относится к играм творческого самоутверждения, поскольку подразумевает художественно исполнительский результат.

Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались игры «Сижу, на кого-то смотрю»«Передай улыбку»«Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе «Шаг – хлопок»«Поменяйтесь местами те, кто…»«Сундучок». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.

Во время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным, уступать друг другу.

Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Это игры, требующие передвижения: «Тумба, тумба, где ключи?»«Мы летим, летим, летим». Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника). Предлагаем посмотреть фрагмент игры «Сел комарик на листочек».

ПРАКТИКА:

Знакомя Вас с содержанием социо-игровых приемов, я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день. А вам предлагаю побыть в роли детей и сыграть со мной в игры.

Классификация игр

  1. Игры – задания для рабочего настроя.

Задачи: формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим.

В группе я провожу такие игры, как: «Узнай по голосу»«Встань по пальцам»«Слушай за окном, за дверью»«Эхо»«Разведчики»«Волшебный стул»«неиспорченный телефон»«Волшебные очки» и др.

С вами мы обыграем следующие игры:

1.«Я и другие» – с группой.

Ход игры: Дети в кругу. В руках педагога клубок ниток.

Педагог: Вы давно вместе, хорошо знаете достоинства и недостатки друг друга. А что бы вы подарили своему товарищу?

Педагог первый наматывает нить на палец, выполняя задание. Затем передает клубок следующему. Когда клубок вернется к педагогу «дети» закрывают глаза, натягивают нить.

Педагог: Мы составляем единое целое. Каждый из нас важен и значим в этом целом, потому что если не будет хотя бы одного из вас, то нить оборвется. Так давайте будем дружны и уважительны друг к другу.

  1. «Доброе сердечко»

Ход игры: «Дети» сидят в кругу. От педагога получают фломастеры.

Педагог дает одному вырезанное из картона сердечко, разделенное на клеточки по количеству детей. Получивший его, рассказывает о хорошем, добром поступке, а затем раскрашивает одну из клеточек. После этого сердечко передается следующему. В результате рождается большое доброе сердце.

Педагог: Мы дети одной группы, поэтому мы должны быть отзывчивыми друг к другу, заботливыми к людям.

3.«Мы – такие разные»

Игра-задание: Объединиться в пары по противоположным признакам (по росту, по цвету волос, по цвету глаз, по фигуре, и др.)

4.«Спиной друг к другу»

Ход: Дети стоят в парах. Внимательно рассматривают друг друга 1 минуту (песочные часы). Затем становятся спиной друг к другу и по очереди описывают внешний вид своего партнера.

  1. Игры для социо-игрового приобщения к делу.

Задачи: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.

К этому разделу относятся следующая группа игр: «Летает – не летает»«Замри, запомни, повтори, оживи»«Буква по воздуху»«Буква-хоровод»«Разведчики»«Чемодан»«Слепой поводырь»«Стулья».

С вами мы обыграем эти игры:

1.«С миру по букве» со всей аудиторией

Ход: Педагог: всем известна фраза, где все слова начинаются с одной буквы.

Например: «Павел Петрович пошел погулять,

Поймал попугая, пошел продавать.

Просил полтинник, получил подзатыльник».

Задание: за 1-2 минуты (песочные часы) сочинить связное предложение, в котором большинство слов будет на одну определенную букву.

или 2-ой вариант: игра-задание «Кузовок»

Педагог: «Вот вам кузовок, кладите в него, что есть на «ОК»

Дети: «Я положу в кузовок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»

  1. Игра-задание «Деление на команды».

Педагог: Нам необходимо разделиться на 2 группы. Деление может проходить разными способами:

– по разрезным картинкам (две большие картинки разрезаются на части, смешиваются, затем пазлы собираются);

– по договору в парах: солнце-луна;

– по расчету: апельсин – яблоко;

Дальше нужно выбирать лидера – капитана:

– по жеребьевке (палочки, одна короче);

– по метке (карточки, одна с меткой);

– по считалке.

Капитаны подходят к педагогу и получают задание, которое передают своей команде.

Задание: хором назовите предметы белого цвета, находящиеся в этой комнате (передавая флажок от команды в команду дети поочередно хром произносят названия предметов белого цвета).

3.«Угадай-ка»

Ход: «Дети» стоят в микрогруппах. На столе стоит сундучок. В нем лежит предмет. Одна команда узнает о предмете, посмотрев в него.

Вторая команда узнает о предмете с помощью вопросов угадывает, что лежит в сундучке. И наоборот. (Вопросы могут быть о величине предмета, форме, цвете, материале, о месте расположения и т. д.).

4.«Живая буква» – с микрогруппами.

Ход: одна группа «стоит» из себя буква, а другая угадывает и наказывает. Затем задание выполняется наоборот.

III. Игры-разминки

Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.

Можно провести такие игры, как: «Карлики – великаны»«Замри»«День наступает – все оживает»«Хороводы»«Ухо – нос»«Испорченный телефон»«Воробьи – вороны»«Выкуп фантов»«Чепуха».

Мы с вами обыграем такую игру:

1.«Руки-ноги» – проводиться со всей аудиторией.

Задание: один хлопок – команда рукам (поднять или опустить).

Два хлопка – команда ногам (встать или присесть).

  1. «Заводные человечки»с группой.

Ход: Педагог показывает схемы, где «заводные человечки» делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер – число. «Дети» несколько раз повторяют позы под диктовку номеров. Потом воспитатель называет число в разбивку или в обратном порядке и дети выполняют.

3.«Пишущая машинка» – со всей аудиторией.

Ход: все участники выполняют синхронно ряд движений:

«Если весело живется, делай так – хлопки;

Если весело живется, делай так – щелчки;

Если весело живется, делай так – шлепки по коленям;

Если весело живется, делай так – топают;

Если весело живется – делай ВСЕ!

(выполняют все движения сразу)

4.«Неиспорченный телефон» – с микрогруппами.

Ход: «Дети» стоят в 2-х шеренгах напротив друг друга. Это две телефонные линии.

Задание: передать скороговорку на скорость. Капитаны команд получают скороговорку от педагога.

Варианты: «У Сени и Сани в сетях сом с усами»;

  1. Игры для творческого самоутверждения.

Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.

Можно использовать такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям»«Кривое зеркало»«По правде, понарошку»«Тело в деле»«Животные» и др.

Вам предлагаю обыграть игры:

1.«Превращения»

Ход: Педагог дает в микрогруппы предметы: мяч и пирамидку, называя их условными именами: яблоко и котенок. «Дети» действуют с нии ми так, как если бы это были настоящие объекты.

«Яблоко» – едят, моют, нюхают, режут, чистят и др. ;

«Котенок» – гладят, моют, кормят, играют, расчесывают и др.

  1. «Представь и покажи»– в микрогруппах.

Ход: В руках у педагога платочек.

Задание 1-ой команде: закрыть лицо платочком и представить, какое лицо бывает у мамы, когда она сердится.

Задание 2-ой команде: представьте лицо ребенка, которого обидели.

  1. Игры вольные (на воле)

Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.

Любимыми играм у детей являются: «Прятки»«Тише едешь- дальше будешь»«Золотые ворота»«Горелки»«Горшки»«День наступает – все оживает»«След в след»«Воробьи – вороны» и др.

Вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Жмурки».

Ход: выбирают два ведущих: Маша и Яша. Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте, что бы они потеряли возможность ориентироваться.

Остальные образуют вокруг водящих замкнутый круг.

«Яша», вытянув руки, начинает искать и звать: «Где ты, Маша?»

«Я тут, Яша!» – отвечает Маша. Когда «Яша» находит свою «Машу» их заменяет новая пара.

ИТОГ:

« Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А.С.

Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо-игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»

 

 

«Игра — ведущий вид деятельности дошкольников»

 Игра — жизненная лаборатория детства.
С. Т. Шацкий

Давайте задумаемся, что же такое игра и какую роль играет она в развитии ребенка.

Игра — свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра является своеобразным «полем творчества» для ребенка.

Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка.

К семи годам игра исчерпывает свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т. е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы.

Но это происходит лишь в том случае, если ребенок развивался до семи лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом.

От того, в каких условиях будет протекать детство, во многом зависит будущее ребенка.

В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.

Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Вот почему игра важна для детей.

Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений.

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

Таким образом, главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок, никогда не забудет “нарезанный” хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью (“Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!”).

В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются:

  • воображение и фантазия
  • коммуникативные способности
  • способность к символизации и преобразованию
  • функция обобщения
  • произвольность поведение (сила воли)
  • идеальный план
  • умение думать и др.

Игра — основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:

  • в движении
  • в общении
  • в познании
  • в самореализации, свободе, самостоятельности
  • в радости, удовольствии
  • потребность быть «как взрослый».

В какие игры мы играем с детьми?

Это сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазии, строительно-конструктивные, дидактические игры, игры-экспериментирования, подвижные игры. И каждый вид игр способствует развитию у детей новых качеств. Например, самые любимые детьми игры — сюжетно-ролевые — развивают символическую функцию мышления, самостоятельность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству, умение ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений. А игры-фантазии способствуют развитию воображения, оригинальности мыслительной деятельности, умению находить решения в нестандартных ситуациях.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – их, называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – отражение жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк. Но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражал собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Виды игр, средства, условия

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры.

Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

  1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
  2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
  3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
  4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
  5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей, сил ребенка.

6.В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

  1. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

а) от начала к концу;

б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Средствами игры являются:

а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознал и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь, на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием.

Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.

При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, то есть, чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность

Играйте больше со своими детьми, ведь игра для ребенка — не просто развлечение, а «естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте», «искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

«Влияние развивающих игр на познавательное развитие дошкольников»

Познавательное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. кроме того, игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественнойдеятельности. Восприятие ребенка тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Ребенок может определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения то или другого доступного действия.

Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает представление о них, затем знакомятся со свойствами предметов. Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, начинает протекать внутренне, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте активно идет процесс совершенствования внимания. К концу дошкольного возраста внимание становится более устойчивым. Заинтересовать ребенка старшего возраста можно уже на более длительное время. В этом очень помогают настольно-печатные игры, такие как «Сложи картинку», «Составь узор». У детей появляется цель увидеть оконченную работу, узнать что получится в результате.

Огромное влияние на развитие познавательных способностей дошкольников оказывают игры-занятия с сюжетными картинками. Такие игры помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают к целенаправленной осмысленной деятельности, развивают любознательность, наблюдательность, побуждают к творчеству. Рассматривая картинки ребенок постепенно учится выстраивать определенный сюжет, группировать те или иные предметы, обобщать те или иные признаки предметов. Очень помогает воспитателю такая игра как: «Что сначала, что потом». При помощи такой игры ребенок учится логически мыслить и определять что происходило раньше и что было или будет потом.

Большое значение придается также играм с игрушками. В таких играх ребенок учится различать части тела, цвет, форму отдельных частей тела. В более старшем возрасте деть легко составляют разнообразные описательные рассказы по игрушкам или серии игрушек. Это такие игры как: «Гуси с гусятами», «Отгадай и назови» и др.

В играх, развивающих память, дошкольники учатся устанавливать связь между предметами. Эта связь является правилами игры и игровыми действиями. Например, чтобы где живут персонажи игры, ребенок должен запомнить метки на одинаковых домиках.

В играх на развития мышления специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребенку учится передавать свою мысль движением или связной речью.

В развивающих играх формируются многие виды деятельности. Наиболее ярко они проявляются в рисовании и в сочинениях ребенком сказок и стихов. Здесь также, как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Это могут быть впечатления, полученные ребенком при рассматривании картинок, чтении рассказов и сказок, просмотра мультфильмов и кинофильмов, т.е у ребенка активно развивается воображение.

Ребенок может вообразить гораздо меньше, чем взрослый человек, т.к. у детей более ограниченный жизненный опыт, а следовательно, меньший материал для воображения. Наша задача развить воображение ребенка, насколько это возможно. Развитию воображения также способствуют развивающие игры. Это, например, такие игры, в которых детям предлагается дорисовать начатый рисунок, или же изобразить предмет, соединить точки по номерам и др.

Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущий к познанию и усвоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладеет умением отличать воображаемое от действительного.

В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций, сам принимает разные роли. Играя, дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что развивающие игры оказывают на детей большое влияние в познавательном развитии. Они все направлены на то чтобы ребенок постоянно мыслил, учился решать некоторые задачи, находить верные решения. Помимо этого у детей развиваются такие качества, как целеустремлённость, старание и т.д. формируются навыки активной самостоятельной деятельности.

 

 

 

Использование игровых технологий в развитии познавательный и творческих способностей детей 2-3 лет

В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие–это одна из пяти образовательных областей программы дошкольного образования, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

В последние годы в отечественной и зарубежной науке возрос интерес к проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной  деятельности детей первых трёх лет жизни. Наиболее актуальным стала проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий.

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок  активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Задача взрослого – поддержать интерес ребенка!

         Понятие «игровые технологии» включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества совзрослым.Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сначала игровые технологии использовала как отдельные игровые моменты – это «Бабушкины блины» (бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам).Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Их основная задача – это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре.

Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических

представлений существует много дидактических игр. Все эти задания нужно делать, играя. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.

Особое внимание уделяю  насыщенностиразвивающейпредметно-пространственной среды, которая направленана развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Так,  были приобретены различные современные развивающие игры:логические пирамидки «Цветные столбики», математический планшет, развивающие игры Воскобовича «Двухцветный квадрат», «Кораблик Плюх-Плюх», рамки-вкладыши «Логоформочки»;пособия М.Монтессори: рамки с застежками из серии «Одевай-ка»,коробочка с выдвижным ящичком, геометрические тела;развивающий материал «Удивлй-ка» из серии «Дружим с блоками Дьенеша», комплекты«Блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера»; а такжеприобретены тактильно-развивающая панель «Разноцветное домино»,паровозик с фигурами в деревянном ящике, различные виды шнуровок,мозаики и пр.

В работе с детьми использую дидактические игры с народными игрушками — вкладышами (матрешки, кубы, пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины).

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Поэтому вышеперечисленные игры включаю в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

При проведении занятий использую стихи, пословицы с математическим содержанием      (Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,в домик спрятались опять).Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:

Мы делили апельсин

Много нас, а он …(один).

В работе с детьми третьего года жизни используюигровые технологии, направленные на развитие восприятия– это игровая ситуация “Что катится?” – дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”. Такими фигурками  былисначала шарик, а затем кубик. Вместе с детьми сделали  вывод, что острые углы мешают катиться кубику: “Шарик катится, а кубик – нет”. Для закрепления знаний предложила  детям нарисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии  направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей,  используя игровые приемы.

Была организована  игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек) “такой же”, как у него.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.

Для решения задач математического развития детей используюэлементы следующих игровых технологий.

  1. Логические блоки Дьенеша–это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета (красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат), по две характеристики величины (большой и маленький).  Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки.Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:

1) При игре в «Цепочку» не просто собираем последовательность блоков, а делаем «бусы» для куклы или выстраиваем «мостики» через речку.

2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, треугольными, маленькими и т.д.

3) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.

4) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».

5) Перед детьмивыкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза,я убирала одну из фигур.  Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просилаоткрыть глаза затемспрашивала « Какую «конфетку» съел Мишка?»

Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.

Большое познавательное значение имеет создание из блоков домиков, машинок, дорожек, и т. п.  У набора Lego есть свои преимущества, но сделать домик из обычных блоков Legoмалышам не под силу, а домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд.

Игровые упражнения с развивающим материал «Удивляй-ка» – это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша. Детей привлекает яркое пособие и занимательные задания «Знакомство с кругом», «Дай мишке такой же круг», «Бусы для кукол» и др., которые способствуют развитию памяти, внимания, количественных и геометрических представлений, творческих способностей.

Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании помогают ориентироваться в пространстве.

В результате к концу учебного года дети должны будут самостоятельно выделять, и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, свободно уметь выделить в предмете 3-4 признака.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения детей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также творческие способности.

  1. Палочки Кюизенера– это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать.

В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет, а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету заборы).

Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает установить отношениеэквивалентности по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных разных размеров(высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать «росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети испытывают затруднения в понятии высокий, низкий,и используют слова большой, маленький.Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

Я считаю, что такая технология, как дидактическое пособие «Палочки Кюизенера» надо использовать в играх детей раннего возраста, так как они хорошо активизируют умственную деятельность детей, вносят разнообразие в игровую деятельность, дети с удовольствием их используют и в самостоятельной деятельности. Но  в целях безопасности необходимо убрать мелкие детали.

 

3.Игровая технология В.В. Воскобовича.

Кораблик «Плюх-Плюх». Играя корабликом «Плюх-Плюх», на матче корабля дети  прикрепляют  определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине. А также в ходе игровых действий  дети знакомятся с капитаном Гусем и матросом Лягушкой. Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая: знакомит малыша с различными цветами, формирует математические навыки, прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет. А так как яркие флажки имеют шероховатую поверхность, то в  процессе игры у ребенка развивается не только мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения.
Двухцветный     квадрат    Воскобовича.Его можно сравнить с оригами и использовать  с 2-х летнего возраста только 2-х цветный квадрат. Основные цвета квадрата: красный, желтый, синий и зеленый, и он легко трансформируется. Сначала дети самостоятельно рассматривали квадрат, находили и показывали пальчиком названный цвет, позже по  показу стали создавать простейшие плоские фигуры: домик, конфетку, дорожку, крышу и т.д.
Таким образом,малышинезаметно для себя развиваютсенсорные способности,а именно узнают и запоминают цвет и форму, совершенствуется речь, мышление, внимание, память, воображение; тренирует мелкую моторику рук. Игры с пособиями В.Воскобовичанесут в себе  развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей,мышление и воображение, а также вызывают у детей множество положительных эмоций и удивления.

(“Игровой квадрат” представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу (ткань) с двух сторон.Благодаря своей конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.)

  1. Информационные компьютерные технологии.Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.

Одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования: мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.

Я считаю, использование игровых технологий с детьми 2-3 лет позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.

 

«Игровые технологии как средство развития познавательного интереса у дошкольников»

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития детей. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра поможет взрослому сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по образовательной деятельности. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый воспитанниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования: процесс развития познавательных интересов старших дошкольников.

Предмет исследования: игровые технологии как средство развития познавательных интересов.

Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов старших дошкольников.

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы.

Игры должны быть такими чтобы они вызывали усилие мысли, но не требовали напряжения, не вызывали усталости, страха и нежелания заниматься дальше. Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т.д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку.     Но… не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру. Использование многих технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные действия делает возможными. Следовательно, руководство игрой состоит в правильном определении задачи – познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, я разработала некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несет в себе определенные цели и задачи.

Этапы знакомства детей с новой игрой

1 Этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра.

Цель: развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов Развивать пространственные отношения Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства.

Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность. Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством.

Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения. Характер поисковых действий при этом постепенно меняется: от практических (“проб и ошибок”) – к целенаправленным практическим действиям (с целью намеченного преобразования), и от них – к мысленным пробам через предугадывание пути решения.

А.Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, – это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения. Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться. Считается, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются:

  • личность педагога,
  • характер его взаимоотношений с ребенком,
  • закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным.

Таким образом, основными условиями для развития познавательной активности детей являются:

  • интересы и потребности детей,
  • осмысление и осознание себя в окружающем мире,
  • индивидуальность каждого ребенка,
  • средства и способы добывания знаний,

.организация предметно развивающей среды.

Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка), использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. Кроме того, повышению мотивации дошкольников способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту.

Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью важно насыщать свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Можно использовать различный занимательный и познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, головоломки, загадки – шутки, игровые тренинги, игры с правилами, «танграм», «колумбово яйцо», игры Воскобовича, геоконт, игры на развитие зрительной памяти и пространственных отношений, усложненные задания на запоминание, логические упражнения со словами, комбинаторные игры и другие. В настоящее время достаточно разработано специальных обучающих игр, в ходе которых, незаметно для себя, дошкольники решают разного рода логические задачи, охотно преодолевают значительные трудности при овладении знаниями; активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание. Радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость учения, когда учиться интересно, легко – и хочется учиться.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

В качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность. На высшем уровне своего развития познавательный интерес становится высокой духовной потребностью человека. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Совместная деятельность со взрослым, и сверстником во время проведения игр оказывает различное влияние на становление познавательной активности. Влияние сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее.

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.

Познавательная активность старших дошкольников еще не достаточно развита, только часть детей имеют высокий уровень познавательной активности. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. Педагог должен сформулировать задачи и цели повышения активности у детей. Процесс обучения во время занятий должен быть для детей радостным позитивным, они должны четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи.

Все это поможет им развивать познавательную активность. Задача педагогов не упустить момент, потому что возраст 5-7 лет, самый подходящий для этого. Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Выбор мною игры в качестве первоочередного объекта, творческого анализа и практического освоения продиктована тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития детей с задержкой психического развития. Я считаю, использование игровых технологий в ДОУ позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала.

Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Как известно начальная школа закладывает фундамент для обучения в среднем звене. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций. Игра – мощный стимул в обучении.

Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические, развивающие, игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

 

 

«Взаимосвязь ДОУ с семьёй»

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи .
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует.
Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью , вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания.
Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:
– социологические опросы,
– интервьюирование и анкетирование.

Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.
В работе по изучению семьи необходимо использовать – контактное проведения анкетирования, т.е. (сам педагог, организует анкетирование и собирает опросные листы).
Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план.
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:
– дружелюбный тон общения друг к другу;
– изменчивый, противоречивый характер отношений;
– своеобразная автономность каждого члена в семье.
3. Цель домашнего воспитания ребёнка.
4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка.
5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:
– наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению;
– ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;
– низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
7. Особенности воспитательных воздействий:
– участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
– непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
– отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.
8. Организация современных форм деятельности в семье:
– общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы;
– дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам;
– разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.
9. Отношение семьи к дошкольному учреждению:
– высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать;
– настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду, не видят необходимости сотрудничества;
– перекладывают все воспитательные функции на детский сад, к сотрудничеству не готовы;
– безразлично относятся к детскому саду, к воспитанию собственного ребёнка.
План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространёнными являются методы беседы, наблюдения.
Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.
Педагогу важно пользоваться методом эмпатического слушания суть, которого – создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины (а не утверждение своей правоты, как часто бывает в массовой практике). Важным условием эмпатического слушания является выработка наблюдательности. Педагог должен обращать внимание не только на слова собеседника, их интонацию, но и на жесты, мимику. По выражению лица собеседника, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии, поэтому необходимо проявлять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.
В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия, и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей.
Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка их детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению. Показателен интерес родителей к детским работам, советам и рекомендациям, помещенным на информационном стенде.
Педагог должен использовать не только наблюдение со стороны, но и включённое наблюдение, т.е. создавать специальные ситуации:
– совместный труд;
-досуг;
-занятия с родителями и детьми.
В процессе включённого наблюдения педагог может увидеть те семейные стороны воспитания, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
Следует помнить, что в неформальной обстановке и взрослые, и дети раскрываются разными своими гранями, поэтому рекомендуется вовлекать родителей, других членов семьи:
– в подготовку и проведение праздников, развлечений;
– в организацию экскурсии.
Обычно в таких ситуациях все взрослые чувствуют себя ответственными за детей (а не только за своего ребёнка), их деятельность, безопасность, стараются активно проявить себя, поэтому педагог видит многие воспитательные приёмы своих помощников, что даёт основание судить о стиле, методах домашнего воспитания.
Завесу особенностей домашнего воспитания позволяет приоткрыть такой метод, как выполнение ребёнком в присутствии мамы (папы, бабушки) какого-либо практического задания. Педагог специально конкретизирует ситуацию: перед приходом мамы предлагает Юле постирать кукольное платье, Саше – разобрать поделки из конструктора и разложить детали по ячейкам коробки и т.д. Педагог наблюдает и анализирует реакцию мамы на занятие дочери (сына), характер её помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы, прилежания и старания ребёнка и т.д.
Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученные с помощью других методов, прольёт свет на причину многих «плюсов» и «минусов» в развитии ребёнка, даст возможность определить линии взаимодействия с семьёй , усилить свою образовательную работу в группе по этому направлению.
Воспитатели ДОУ должны помнить, по результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.
Таким образом, педагог изучает семью , опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и дошкольного воспитания, повышения результативности и того и другого.
Работая с родителями, воспитатели дошкольных учреждений должны повышать педагогическую культуру родителей. А для этого им необходимо знать:
– в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи;
– какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

 

«Витамины и здоровье»
«Витамины и здоровье»

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Витамины и здоровье»

Паспорт проекта.

Тема проекта: «Витамины и здоровье»

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: три недели

Участники проекта: дети второй младшей группы  и их родители, воспитатель второй младшей группы.

Цель проекта: формировать у детей представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

Задачи проекта:

1.Способствовать накоплению знаний об овощах и фруктах

2.Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах.

3.Расширять знания дошкольников о взаимосвязи питания и здоровья.

4.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Скачать проект

Обсуждение закрыто.